В проходах опустевшего продуктового магазина снует босая многодетная семья во главе с отцом и матерью (Джон Красински и Эмили Блант), пополняя свои запасы продовольствия. Они действуют настолько бесшумно, насколько это возможно. Младшенький сын так и норовит включить громкую игрушку, но отец его бережно одергивает. Когда семья наконец покидает магазин, проказник все-таки добирается до сирены своего игрушечного звездолета. На этот звук одновременно с ошеломленным отцом реагирует явно воинственно настроенное существо. Что это? Откуда? Осколки информации нам придется собирать дальше по сюжету самостоятельно из газетных заголовков, записей исследований отца семейства и собственных догадок. 

Фильм Тихое место – третья режиссерская работа Джона Красински, и, в потенциале, поворотный в его карьере. До этого он ассоциировался преимущественно с американскими независимыми драмеди: снимался у Сэма Мендеса и Камерона Кроу, снимал «Холлеров» – семейную трагикомедию, участвовавшую в Сандэнсе три года назад. Нынче Красински, прихватив в компаньоны красавицу-жену (это первая их совместная работа), решил попробовать свои силы в жанре фантастического хоррора.

Должно быть, чету Красински-Блант, недавно переживших рождение второго ребенка и знающих цену тишине, привлекла в сценарии именно идея жизни в бесшумном мире. Человек в принципе не очень приспособлен существовать в тишине, тем более учитывая современные реалии. Оттого с любопытством хочется рассматривать, как же семья на экране создает свой быт в мире, где цена шуму – жизнь: как они выстроили песчаные тропы по всему своему ареалу, как окрашены половицы, дабы исключить лишний скрип, и каковы вообще правила существования в доме. И это наиболее интересная часть «Тихого места», где царят шорохи и шепоты, журчания и шелесты. Родители часто изъясняются с детьми языком жестов, благо знают его давно. Их дочь, старшая из детей, – глухонемая с рождения, что добавляет нюансов существования в мире, где вроде бы звуков стало меньше, но их цена – выше. Ее играет Милли Симмондс, глухонемая в жизни девочка, уже привлекшая внимание своей работой в «Мире полном чудес» Тодда Хейнса.

Фильм «Тихое место» и его скрытый потенциал

Было бы очень интересно посмотреть, как «Тихое место» мог работать в абсолютно безмолвном стиле. Но у Красински не хватает смелости лишить картину полноголосых диалогов и саундтрека, заботливо сопровождающего все экшн-сцены. Этот фильм вообще слишком бережно обращается со зрителем и разжевывает все, что может остаться непонятым публикой. Если в кадре появится гвоздь, то обязательно крупным планом, чтобы не осталось сомнений в его роли в будущих сценах; единственный интересный внутрисемейный конфликт между отцом и дочерью в какой-то момент будет просто проговорен вместо того, чтобы быть развитым поступательно в поведении персонажей; ну и конечно нужно удостоверить, что отец все-таки любит дочку, и произнести это дважды в нужный трогательный момент.

За напряженным сюжетом и несколькими, чего уж там, выдающимися сценами (взять хотя бы сцену родов или следующую за ней сцену с младенцем и ящиком), скрывается вроде бы несложная метафора родительства, мол, как те защищают и воспитывают детей в недружелюбном мире. В такой картине Красински видит свою мужскую роль как старомодного молчаливого главу семейства, отрешенно занимающегося в своем кабинете делами на благо семьи, передающего свой опыт старшему сыну, и готового ради близких доблестно пойти на любую жертву. А что же женщины? Судя по финальному кадру, женщинам, как обычно, предстоит выполнять всю грязную работу.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше