После смерти жены Дэвид в одиночку воспитывает дочь. Кажется, что экранная парочка хорошо ладит, а их семейная трагедия осталась позади. Но однажды утром Дэвид обнаруживает пару непринятых вызовов от дочери, а сама девочка пропадает. Чтоб найти хоть какие-то ниточки для поиска, отцу приходится взломать компьютер дочери.

Первое, что нужно знать о художественном фильме «Поиск», – это продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, лента, выполненная в технике screen-life, новой забаве последних лет компании Bazelevs, преподносимой как новый киноязык, когда все изображение в фильме является полностью захваченным с экрана компьютерного монитора. Актеры, конечно, здесь тоже есть, но их место отходит в маленькие окошки вэб-камер и видео-сервисов по соседству с браузерами и мессенджерами. Идея Бекмамбетова понятна: смартфоны и компьютеры в XXI веке стали, как минимум, неотъемлемой частью нашего быта, но и своего рода продолжением личностей своих хозяев. А раз девайсы имеют к человеку доступ той интимной близости, как, возможно, никто иной, то почему бы и не взглянуть через их компьютерное око на реальность, самую что ни есть объективную (а не виртуальную), в которой происходят основные действия этих фильмов. Первым screen-life опытом стал выпущенный в 2014м году слэшер «Убрать из Друзей», представляющий собой скайп-конференцию школьников, в которой поочередно оказываются засвидетельствованы смерти тинейджеров. В начале же этого года Bazelevs ударил дуплетом: на Берлинале состоялась премьера режиссерской работы Бекмамбетова «Профиль» про попытку онлайн-вербовки в исламское государство, а на Санденсе соответственно «Поиск» Ангиша Чаганти.

Фильм «Поиск» и screen-life фильмы

В случае разговора о последней картине и открывающих ее кадрах загрузки почему-то вдруг windows XP, которые в дальнейшем окажутся флешбеком, а в настоящем времени мы перепрыгнем на более современную macOS, нельзя отделаться от мысли, что screen-life фильмы могут стать виртуальными памятниками старых версий операционок, сайтов, приложений, и соответственно неумолимо быстро устаревать перед лицом стремительного развития технологий и дизайна. Уже даже в «Поиске» упомянутая версия windows или старый интерфейс сайта youtube выглядят не как винтаж, а скорее анахронизм.

В отличие от «Профиля», где чувствовалось стремление создать непрерывное линейное действие в пределах одного компьютера, «Поиск» не стесняется прыгать с одного устройства на другое, отправляться в прошлое и, в целом, пытается выскочить за ограничения screen-life частыми обманками вроде выпусков новостей, записей видеонаблюдения, которые оказываются воспроизведенными с компьютера. На самом деле в подобные моменты с актерами в кадре фильм буквально оживает. Без героев же, кино превращается в условный вебинар о том, как пользоваться поисковиками или восстанавливать пароль от почты. Это приводит к мысли, что, возможно, наиболее органичным местом просмотра screen-life фильмов будут экраны лэптопа или планшета, которые скорее дадут ощущение иммерсии, чем широкодиагональные телевизоры и, тем более, кинотеатры.

Можно ли оценить фильм «Поиск» по законам кино

Screen-life по своему происхождению, кажется, не менее близко, скажем, кибер-играм, чем кинематографу, и, честно говоря, не понятно, стоит ли вообще оценивать «Поиск» по законам кино. Но если закрыть глаза на форму, и попытаться разобраться с киношной составляющей, то тут обнаружатся и лобовая драматургия с саспенсом, и посредственная актерская игра, что удивительно, ярче других бросающаяся в глаза в работе Дебры Мессинг. А уж сюжетные кульбиты в конце концов вместо, очевидно, желаемой авторами фильма реакции «OMG» скорее вызовут зрительский «LOL».

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше