19 сентября в рамках ретроспективы с причудливым названием «Эхо единорогов» в Москве состоялся показ документальной картины «Placebo. Alt. Russia» (реж. Чарли Таргетт-Адамс). Фильм не был выпущен в широкий прокат, тем не менее картина мгновенно нашла своего зрителя среди фанатов группы, лишенных возможности регулярно посещать концерты иностранных кумиров.

Действительно, как комментирует солист «Placebo» Стефан Олсдал в начале фильма, зарубежные артисты, запуганные политической пропагандой, не всегда решаются совершить визит в нашу страну, а если это и происходит, то с большой задержкой.

Еще более это высказывание имело смысл тогда, в 2014 году, когда Крым только что был присоединен к территории РФ, а группе «Placebo» исполнилось 20 лет. Действуя по принципу «клин клином», группа отправилась в большой тур по всей России, чтобы побороть свои страхи и предубеждения и осуществить давнюю мечту – путешествие на «Транссибирском экспрессе».

Фильм «Placebo. Alt. Russia» и его главное назначение

Однако фильм этот не о «Placebo» и не о их музыке (хотя в фильме её достаточно) – акцент решительно смещен в сторону российской альтернативной действительности. Сами участники группы выступают в фильме в роли охотников за головами: ищут и снимают современных российских художников, собственным примером доказывающих возможность свободного творчества в России.

В сюжете, построенном на игре «ожидание-реальность», отечественный зритель так и не обнаружит нужной степени раскрытия красоты нашей страны на экране: постоянно будет преследовать его чувство, что снимали «Placebo» не там и вообще не то. От тоски и стыда сжимается сердце во время просмотра кадров России заброшенной, старомодной. Не стоит забывать, однако, что картина была выпущена в 2016 году, а снята в 2014 – как никак прошло 4 года!

Несмотря на то, что истории молодых российских художников действительно оказываются интересными, привлекает в картине другое: возможность увидеть в звездах мирового масштаба, какими являются участники группы, простых людей. «Placebo. Alt. Russia» не отличается художественными изысками – фильм снят очень просто, можно сказать даже второпях. Тем более уютными, будто снятыми на телефон, кажутся эпизоды утра в поезде, общения с проводниками, встречи с фанатами. Не лишенные чувства юмора, солисты группы удачно вписываются в провинциальные российские интерьеры, а музыкальные треки создают приятную атмосферу road movie. В результате в финале картины, зрителю трудно прощаться с иностранными гостями: хочется сказать, как мало они увидели, как мало узнали, сколько не успели посмотреть! Россия тем не менее не стоит на месте, и возможно в их следующий визит они увидят уже другую «Альтернативную Россию».

АВТОР МАРИНА СТЕПАНЕНКО

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше