Хирокадзу Корээда – тот режиссёр, что снимает давно и много, но рискует по-настоящему прославиться только сейчас после завоевания «Золотой пальмовой ветви». За его плечами больше десятка фильмов, включая и совершенно прекрасные. Казалось бы, он уже успел сказать всё, что хотел этому миру, а полученную им награду так легко назвать компромиссной или «за выслугу лет», но это будет неверно. «Магазинные воришки» – это Корээда в своей лучшей форме, под стать его самым выдающимся прежним фильмам(премьера фильма в РФ состоялась в рамках фестиваля Strelka Film Festival by Okko).

Русской прессе так понравилось определение этого фильма как «обычный», что оно тиражировалось из статьи в статью. Но позвольте взглянуть на сюжет и усомниться в его обычности. Начало фильма застает отца и сына за мелкими кражами в магазине. Их действия просты, но слажены. Очевидно, они занимаются этим не в первый раз. По дороге домой они встречают брошенную маленькую девочку и забирают её с собой, потому что просто не могут поступить иначе. Дома их ждут ещё трое: по всей видимости бабушка, мать и старшая дочь. Оставшуюся часть картины режиссёр создает портрет этой семьи «на дне» и ставит под вопрос, а семья ли это вообще.

Возможно, термин «обычный» не так уж и плох для «Воришек», если пояснить, что Корээда – певец повседневности, находящий прекрасное в обыденном. Он не мучает зрителя мелодраматичностью и не обрушивает на него остросюжетные сцены преступлений. Вообще в фильме с таким названием не так уж  много воруют. Трюк в том, что в международной локализации (как следствие, и в русской тоже) в названии потерялось одно важное для понимания идей режиссера слово, – «семья» (ориг. название – «Manbiki kazoku», manbiki – воровство в магазинах, kazoku – семья). Люди роднятся не по крови, – мысль Корээды, может быть, и проста, но не значит, что некрасива.

Фильм «Магазинные воришки» и его основная идея

В «Воришках» он говорит, что человечность не зависит от социального, от финансового достатка или криминального прошлого. Человек – это усилие быть человеком. Тоже самое и отец – это усилие быть отцом, тоже самое и мать. Корээда деликатно и искусно демонстрирует ценность этих понятий. Становится ли женщина матерью сразу же, когда рожает ребёнка? А может ли ею стать, не родив одного? А где начинается отец? И важно ли называться «отцом»?

Некоторые вещи японский режиссёр оставляет недосказанными. Мы не узнаем, что станет с жизнью  детишек в будущем, можем только догадываться, но, кажется, главный урок в жизни они уже получили. Мир – это не красивая романтичная картинка на открытке, это сложная вещь, требующая нечто от нас. Но также мир состоит из ежедневных моментов, которые что-то значат. Моментов, когда отец учит сына плавать или даёт ему первый урок о сексуальности, когда мать покупает дочери платье и говорит, что любит её. Моментов, когда вся семья собирается на крыльце дома, чтобы задрать головы и посмотреть фейерверк. Моментов, что соединяют нас вместе и которые никогда не забудешь. Моментов, которые вмещают в себя весь мир.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше