Рецензия на фильм Большой режиссера Валерия Тодоровского

Большой

Жанр Драма.
Продолжительность 132 мин. / 02:12

 

 

 

Новый фильм Валерия Тодоровского «Большой»

, который выходит в прокат 11 мая, рассказывает историю молодой девушки из провинциального шахтёрского города, ставшей балериной Большого театра. История «золушки», не потерявшей, а обретшей свои пуанты, изначально подразумевает интерес широкой зрительской аудитории и обладает потенциалом коммерческого успеха. По заявлению самого автора картины, данное повествование представляет собой кинороман, действия которого затрагивают несколько периодов жизни героев и объединяются в единую мозаику сюжета о поиске себя и своего места в этом мире. Изначальный метраж фильма был рассчитан на три с половиной часа, однако в последствие картина была урезана до двух с небольшим часов, что, скорее всего, отразилось на форме изложения и общей динамике. Нелинейная композиция, использованная в качестве основного решения фабульного повествования, выглядит необоснованно, и скорее свидетельствует о необходимости уместить различные периоды жизни героини, связь между которыми не имеет драматургического обоснования.

Что касается сценарной основы фильма, то в первую очередь необходимо обозначить роль главной героини, Юлии Ольшанской, и значение кульминационных моментов. Картина, как ни странно, делится на две части, из которых могли бы получиться две отдельные киноновеллы или полнометражные фильмы при  полноценной разработке. Первая часть картины заостряет внимание на отношениях Юлии и её преподавателя, Белецкой, в исполнении Алисы Фрейндлих. Несмотря на то, что первая часть наполнена интересными фрагментами из жизни балетной школы и раскрывает нетривиальные характеры героинь, данную история затруднительно отнести к конкретной сюжетной привязке или же драматургический ситуации, так как кульминационный момент, выпускной спектакль, и его последствия никак не осмысливаются героиней в контексте её взаимоотношений с преподавателем. Однако рассказ, точнее роман, на этом не заканчивается, и следующая часть фильма посвящена соперничеству Юлии и её подруги, Карины Курниковой. Драматическая ситуация, соперничество неравных, которая подразумевается в отношениях двух молодых балерин, не имеет полноценной реализации, так как на фабульном уровне их конфликт выглядит совершенно завуалировано, а непосредственное столкновение интересов происходит только в последних сценах. К тому же кульминационный поворот происходит после решения Карины, а не Юлии, которая заявляется авторами в качестве главной героини.

Следует отметить блестящую игру актёров и успешный кастинг. Образы и характеры героинь получили достойное воплощение благодаря талантливому актёрскому составу. Роли героинь, Юлии и Карины. в зрелом возрасте, исполнили профессиональные балерины, Маргарита Симонова и Анна Исаева, а в юном – Екатерина Самуйлина и Анастасия Плотникова. Отсутствие профессионального актёрского образования никак не отразилось на характере игры балерин, и в свою очередь придало образам героинь естественность и лёгкость исполнения. Помимо молодого состава яркое впечатление производит работа Алисы Фрейндлих, хотя сама роль и линия её героини в картине выглядит довольно экстравагантно.

Автор: Батова Мария.