Билли Мур – типичный английский гопник, дорвавшийся до прелестей жизни в Тайланде. Чередуя увлечение тайским боксом и наркотические трипы, он довольно быстро докатывается до тюрьмы. Без гроша за душой, знания местного языка и наркотической ломкой в придачу, Билли оказывается на грани отчаяния. Пресловутые бои без правил выходят на авансцену лишь во второй половине фильме, наконец давая Муру отдушину и надежду на выживание.

Пусть и короткая фильмография французского режиссера Жан-Стефана Совера, начинавшего в ассистентах таких людей, как, например, Гаспар Ноэ, что-то да может рассказать об авторе. В частности, ему совсем не чужды авантюры со съемками в экзотических для западного зрителя местах: он, например, снимал фильмы в Либерии и Колумбии. От чего совсем не выглядит странным его интерес к истории о британском заключенном в тайской тюрьме, воплотившейся в «Боях без правил».

Фильм основан на автобиографической книге «Предрассветная молитва» (в оригинале у фильма такое же название) уроженца Ливерпуля Уильяма Мура, арестованного в Таиланде за хранение наркотиков и украденного мобильника. Мур и до вояжа не отличался благочестивостью: с 17 лет он провел в британских тюрьмах больше 10 лет, преимущественно за кражи и наркобизнес. В Тайланд же он отправился после клинической реабилитации и со стремлением изменить свою жизнь. В реальности помимо муай-тай он успел поработать каскадером-дублером Сильвестра Сталлоне на съемках четвертого «Рэмбо». Фильм же Совера опускает эти примечательные подробности и за какие-то пять минут экранного времени, показав героя исключительно безбашенным боксером-наркоманом, отправляется в тюремный кошмар, ради чего вся пляска и затевалась. Реальный Мур собственной персоной мелькнет в концовке фильма, а его художественный образ воплощает на экране Джо Коул, который, поднатаскавшись в маскулинных безумиях в «Острых козырьках», здесь выдает сумасшедшую работу. Он буквально магнетизирует зрительский взгляд и дает прочувствовать и боль, и наслаждение своего персонажа, скрываемый страх и безбашенность отчаянного человека.

Совер остроумно постепенно погружает нас в пучину тюремного мира. Будучи единственным иностранцем за решеткой, Мур не может ни с кем изъясняться, ограничиваясь односложными фразами. Зато вокруг него не смолкает гул тайской речи, которая для зрителя остается непереведенной, что буквально позволяет оказаться в шкуре Билли, почувствовать его потерянность и учиться вместе с ним читать слова окружающих невербально. Лишь во второй трети фильма появляются первые субтитры перевода тайских фраз, да и то не всех, тем самым отражая постепенную, но неотвратимую ассимиляцию героя.

Фильм «Бои без правил» является ярким примером телесного кино

«Бои» – это яркий пример телесного кино. Здесь настоящее торжество мужских торсов, в основном забитых татуировками, которые становятся такой же частью антуража тайской тюрьмы, как переполненные бараки, обшарпанные стены, клетки и бесконечные изгаженные туалеты. Кажется, еще чуть-чуть и зритель почувствует запах тех людей, тех мест. Оператор Давид Унгаро работает преимущественно средними и крупными планами, его камера всматривается в лица, в глаза, в нательные узоры, в кожные покровы, будто пытается разглядеть что-то глубокое под ними.  

Конечно, «Бои без правил» – это не откровение среди фильмов на обозначенную тему, а характер главного персонажа не выдающийся глубины, тем не менее этот фильм очень живой, который не сводится к интриге о победе или поражении в последнем бою. В конце концов о какой настоящей победе может идти речь, если герой «проиграл» еще до начала действия фильма. Однако режиссер в гуманистическом финале все-таки оставляет выход даже из ада.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше